Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта Регистрация самоходной техники в РФ идёт своим ходом

Регистрация самоходной техники в РФ идёт своим ходом

25 июля 2023
Регистрация самоходной техники в РФ идёт своим ходом

В России планируется разработать реестр самоходной техники. Законопроект, предложенный группой депутатов под руководством вице-спикера Алексея Гордеева, был принят Госдумой на первом чтении.

В соответствии с этим законопроектом будет создана электронная база данных о самоходных машинах и прицепах к ним. В информационной системе будут храниться регистрационные данные об этой технике, а также информация о ее техническом состоянии, временной приостановке и возобновлении эксплуатации, снятии с регистрации и повторной регистрации, а также оформлении государственного свидетельства о регистрации и выдаче соответствующего регистрационного знака. База данных также будет содержать информацию о наличии, замене или возврате удостоверений тракториста-машиниста, а также данные о подаче и рассмотрении заявлений на их получение, датах и результатах теоретических, практических и повторных экзаменов. Внесение данных в информационную систему будет осуществляться соответствующими региональными органами власти, которые также будут ответственны за регистрацию самоходной техники.

Зачем нужен законопроект

Авторы законопроекта пояснили, что такая мера позволит получать актуальную информацию от региональных органов государственного технического надзора о самоходной технике, прицепах к ней и их владельцах. Это также решит проблему рисков, связанных с обработкой и хранением персональных данных в ненадежных информационных системах, разработанных коммерческими организациями. Данный законопроект также облегчит создание парка техники для сельскохозяйственных производителей и сделает этот процесс более прозрачным. При принятии законопроекта также будут внесены изменения в закон "О самоходных машинах и других видах техники".

Кто под него попадает

Напомним, что к самоходной технике относится некоторая сельскохозяйственная техника, включая тракторы, а также техника, используемая в дорожно-строительных и коммунальных работах. В эту категорию также входят внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигателями с максимальной мощностью более четырех киловатт.

Мировой опыт

Подобные инициативы по созданию реестров самоходной техники или электронных баз данных о ней реализованы в нескольких странах мира.

В США Федеральное управление по безопасности дорожного движения в США ведет базу данных под названием Единая программа регистрации перевозчиков (UCR), в которой регистрируются грузовики и другая коммерческая транспортная техника. В базе данных содержится информация о владельцах, регистрационных номерах, грузоподъемности и других данных о транспортных средствах.

В Канаде система Vehicle and License Plate Registration включает все транспортные средства, включая самоходную технику. Система содержит информацию о владельцах, номерах регистрации, технических характеристиках и других данных о транспортных средствах.

В Германии существует электронное Федеральное управление автомобильного транспорта, которая содержит информацию о регистрации автомобилей, включая самоходную технику. База данных ведется для контроля безопасности и регулирования дорожного движения.

В Австралии на эти цели работает Национальный реестр большегрузных транспортных средств, которая содержит информацию о регистрации и управлении тяжелыми грузовиками и другой коммерческой транспортной техникой. В системе содержатся данные о владельцах, номерах регистрации, грузоподъемности и других характеристиках транспортных средств.

Как это будет происходить в России

Суть в том, чтобы создать именно федеральный реестр, в котором будут собраны данные о зарегистрированных тракторах, самоходных машинах и прицепах. В настоящее время эта информация разбросана по региональным реестрам, что создает риски при обработке и хранении персональных данных. В госреестре будут содержаться информация о водительских удостоверениях, позволяющих управлять этой техникой, а также данные о ее техническом состоянии. А без такой «базовой» регистрации данных эксплуатация техники окажется под запретом.

Авторами проекта являются представители комитета Госдумы по аграрным вопросам, включая Владимира Кашина, Олега Нилова, Алексея Гордеева и других. Предполагается, что в информационную государственную систему будут внесены данные о технике, прохождении технического осмотра, снятии с учета и повторной регистрации. Кроме того, в реестре будут содержаться сведения о наличии, замене или возврате удостоверений тракториста-машиниста и результатах экзаменов. Планируется, что процесс регистрации техники будет осуществляться по принципу "одного окна" в любом регионе России. Остаётся ждать подробностей и тестировать на деле, потому что, как показывает практика обещание простоты, прозрачности и «единого окна» часто оборачивается бюрократическими и документативными сложностями, а также ироничной и неоднократно повторяющейся системой «окно в окне».

Вердикт специалиста

За мнением независимого эксперта по вопросам регистрации самоходной техники в стране мы обратили к представителю Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники (АСХОД) Александру Алтынову.

Работа над реестром ведётся с 2014 года, а в 2017 по регионам уже начали собирать информацию по некому единому стандарту. Почему именно в 2023 году заговорили о важности данного решения. Может быть, дело в активно продвигаемой политике самообеспечения страны?

Данная тема получила некий импульс наверху и о ней заговорили снова. Информация, которую собираются объединить в реестре, имеет большое значение, поскольку вопросы обеспеченности сельскохозяйственной техникой и ее работоспособности являются стратегически важными для аграрного сектора Российской Федерации. Они влияют на продовольственную безопасность, экспортный потенциал и машиностроительный суверенитет. Поэтому для принятия решений на федеральном уровне, связанных с выделением миллиардных сумм, необходимо иметь точные данные и цифры.

Какую информацию о сельхоз технике можно найти сейчас, и чем будет отличаться реестр?

Во-первых, в нём данные будут централизованны. Сегодня мы можем найти только обрывочную информацию. И в сумме, у нас есть статистические данные о производстве сельхозтехники в России, а также данные о продажах с заводов дилерам или непосредственно клиентам. Однако эти данные не всегда отражают истинную ситуацию, поскольку проданная с завода техника не всегда используется именно в сельском хозяйстве. Например, известно, что большая часть тракторов МТЗ применяется коммунальными службами. Есть также данные о таможенных импортах и экспортах, но они не дают полной картины о том, сколько техники реально используется в сельском хозяйстве и куда она направляется в разных регионах России. Кроме того, отечественные заводы не всегда предоставляют информацию о продажах, хотя они обладают подробной информацией, которая должна аккумулироваться в их гарантийных системах.

Реестр будет содержать информацию о поступающей и выбывающей из эксплуатации технике, а также учитывать ключевые характеристики и мощности каждого устройства. Он также будет отражать регион эксплуатации и наработку самоходной техники, а не только ее год выпуска. Возможно, в реестре будут указаны данные о владельце техники, что позволит сравнивать оснащенность разных субъектов предпринимательства. Кроме того, в идеале реестр должен содержать информацию о цене приобретения, чтобы можно было анализировать реальные цены на технику и формировать суждения о ценовых тенденциях на рынке.

Пожалуй, единственное, чего будет в нём не хватать, это данных о моточасах, то есть о «старости» парка можно будет судить только по году выпуска машины, но не по тому, как и сколько её эксплуатировали.

Как относятся представители АСХОД к данной инициативе?

Наша Ассоциация положительно относится к инициативе создания единого реестра, поскольку он позволит принимать обоснованные решения и устранит непрозрачность данных. Надеемся, что эта инициатива была вызвана и нашей работой, ведь специалисты АСХОД регулярно обращались к вопросу прозрачности данных. Создание единого реестра позволит принимать решения, основанные на достоверных данных, и связывать динамику сельхозтехники с определенными целями. Благодаря реестру можно будет более полно оценить состав и возраст парка сельхозтехники, а также отслеживать перемещение техники между регионами. Также это позволит рынку и профессионалам получать более точную информацию о состоянии и трендах в сельскохозяйственной технике.

Да будет бит! Мнение оператора данных

Биты или терабайты данных - зависит от того, какой объём информации соберёт оператор. А это напрямую связано с тем, насколько удобный алгоритм и офлайн-систему станет использовать Минсельхоз для получения необходимых сведений о самоходной технике. Задали самые волнующие вопросы о новом федеральном реестре Николаю Ченцову, начальнику инспекции, главному государственному инженер-инспектору по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области.

Сегодня не во всех регионах РФ можно зарегистрировать технику онлайн, через портал Госуслуг. Это измениться при создании федерального реестра?

Возможно, ведь в данный момент, когда ответственность за сбор информации возложена непосредственно на регионы, о и бюджетирование идёт региональное. Деньги на госуслуги есть не везде. При начале работы единого госреестра бюджетирование станет федеральным, а ситуация с онлайн-регистрацией может измениться в лучшую сторону.

Как будет выглядеть федеральный реестр, в него войдёт только техника АПК-сектора?

Нет, уже сегодня под самоходной техникой понимается гораздо больший диапазон машин - это, например, снегоходы. Сама же работа реестра в целом будет очень похожа на ту базу, которую мы сегодня имеем по автомобилям, легковым и грузовым. И решит реестр те же проблемы, что в данный момент решает общая база, которую использует ГИБДД.

Например, возможность регистрации техники не в региональном, а в федеральном реестре позволит покупать технику не любом регионе страны, а не ехать для её переоформления в место регистрации. Кроме того, упроститься работа налоговых органов - не будет «выпадающей» из налогообложения технике, или случайных дубликатов. Наличие общей защищенной информации поможет избежать мошеннических действий. А также следить за тем, есть ли на технике обременения, штрафы, аварийные ситуации - всё это важно при перепродаже.

Как власти намерены контролировать обязательную подачу данные о технике и её владельце?

Первая регистрация трактора происходит после его покупки - продавцы и производители сегодня освобождены от этой обязанности. Тогда же выдаётся государственный номерной знак. В связи с действующим мораторием в защиту малого бизнеса, рейды на территорию ферм и кооперативов не проводятся. Однако, до любого поля надо доехать. А если техника следует по дороге общего пользования, к коим относятся и «грунтовки» и дороги непосредственно внутри поля, то она попадает в поле зрения и полномочий ГИБДД. При отсутствии номерного знака технику, в том числе трактор или комбайн, сотрудник ГИБДД в праве забрать на штрафстоянку вплоть до устранения нарушений. Или же владельцу может быть назначен в качестве меры за нарушения порядка регистрации штраф.

Кто будет собирать данные, и что измениться в порядке подачи информации для владельца?

Предполагается, что работу с данными будут проводить аккредитованные федерально инспекторы, каждый из которых будет выступать официальной кадровой единицей. Данные будут достаточно хорошо защищены, и войти в систему можно будет только имея спецдоступ. Для фермера или агрария ничего не поменяется - сейчас практически в каждом населенном пункте есть своя инспекция, куда необходимо приехать и подать данные о новой технике.

Помимо информации о самой машине, обременениях и истории её эксплуатации, в «досье» будут содержаться сведения о владельце и тех, кому разрешено техникой управлять. А вот касательно моточасов говорить пока рано - раньше такая информация подавалась в наше ведомство, сейчас нет.

Почему регистрацией всей самоходной техники, даже относящейся к сфере туризма, занимается Минсельхоз?

Мы занимается регистрацией всей самоходной техники в связи со стечением «исторических» обстоятельства. Когда в 1958 году внутри Минсельхоза появился Гостехнадзор, к нам для госконтроля техники, являющейся госсобственностью - с целью оптимизации её работы и расходов - стекались сведения из колхозов. А в конце 80х годов и другие отрасли, эксплуатирующие самоходную технику, дабы не создавать дублирующие ведомства, стали направлять информацию о машинах к нам. Сегодня мы «продолжаем традицию», которая зарекомендовала себя как эффективная.

При этом соотношение техники от региона к региону может быть разным - например, в Саратовской области, примерно 50% самоходной техники приходится на сектор АПК, а 50% на строительную сферу.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: